Итак, это время настало – на сей раз мы поговорим не об Азероте с его Древними богами, тролльскими цивилизациями и летающими гномами. На сей раз мы поговорим о тех обитателях Тамриэля, что широко известны своей серой кожей, алыми глазами и дурным характером – о данмерах. Обсудим же историю становления этого народа, его самобытную культуру и не менее самобытную религию в очередной статье из серии «вкратце о…». И да, грязные н’вахи и даэдропоклонники там тоже будут.
Данмеры – откуда они взялись?
Любая история должна с чего-то начинаться, вот и история данмеров, не раздумывая долго, однажды решила взять и начаться. И началась она не где попало, а на островах Саммерсет – древней родине альдмеров, откуда вообще много что пошло (именно поэтому среди современных обитателей островов распространено мнение, будто бы они лучше всех, хотя очевидно, что лучше всех – каджиты). Изначально, конечно же, никаких данмеров не существовало, а те, кому только предстояло ими стать, были обычными альдмерами, которые хотели только одного – чтобы им позволили беспрепятственно поклоняться любым лордам даэдра, каким они только захотят. Их эльфийские сородичи, тем не менее, почему-то были весьма скептически настроены в отношении непостижимых сущностей из Обливиона, через раз требующих крови и смертоубийств. У скептиков, стоит заметить, оказалось куда больше сторонников и власти, чем у даэдрических культов, что в результате привело к гонениям и погромам, которые пришлись даэдропоклонникам не по вкусу. Понимая, что открытое противостояние не принесёт им пользы, будущие данмеры покинули острова Саммерсет и отправились искать себе новый дом.
Возглавил исход с островов пророк Велот, чьи приверженцы без лишних раздумий стали именовать себя «велотами» (позже более распространённым стало название «кимеры», то есть «изменённый народ»). Без происшествий, однако, велоты покинуть свою родину так и не смогли – Тринимак, как наиболее могущественный Эт’Ада альдмеров (если вы не знаете, кто такие Эт’Ада, то и не надо – сейчас это не так важно), решил остановить исход велотов любой ценой. Тринимак пустился вдогонку за уходящим вдаль караваном пророка Велота, но путь ему преградила Боэтия (или преградил – некоторые даэдра до сих пор не могут определиться, какой пол им выбрать). Боэтия проглотила Тринимака, а когда он вышел наружу естественным, так сказать, путём, то превратился во что-то зелёное и клыкастое. Опозоренный Тринимак не желал более никого преследовать, и потому велоты смогли продолжить свой путь. Спустя какое-то время они прибыли в земли, которые назвали Ресдайном. Земли эти были не очень-то изобильны (если, конечно, не считать изобилия диких эльфоядных тварей) и частично принадлежали двемерам, но никто больше не указывал, каким духам можно поклоняться, а каким нельзя, что полностью устраивало переселенцев.
Впервые столкнувшись с двемерами, велоты пришли в ужас – вместо того, чтобы поклоняться даэдра, как нормальные эльфы, двемеры предпочитали развивать науку и технологии. Не в силах выносить соседства с подобной мерзостью, кимеры развязали с подземными эльфами войну. Поначалу ситуация складывалась не в пользу кимеров в силу их небольшой численности и превосходства двемерских автоматонов в бою (такое происходит, когда кто-то выходит против металлического великана с копьём и парой заклинаний). Тем не менее, двемеры то ли не захотели, то ли не смогли истребить своих врагов полностью, что позволило кимерам не только выжить, но и начать активно развивать свою цивилизацию. Впрочем, спокойно заниматься саморазвитием кимерам было не суждено – пока они с двемерами увлечённо истребляли друг друга, в Ресдайн вторглись норды, как раз подыскивающие новые земли для завоевания. Одолеть в одиночку нордских мастеров Голоса и нордских же тяжёлых пехотинцев не смогли ни двемеры, ни кимеры, а объединиться против общего врага они в то время ещё не додумались. В результате весь Ресдайн почти на три сотни лет стал частью Первой нордской империи.
Норды, к вящему неудовольствию кимеров, оказались не-даэдропоклонниками и вообще н’вахами, однако у них было слишком много воинов и мастеров ту’ума, так что приходилось молчать в тряпочку. Ситуацию исправило только появление в большой политике Неревара из дома Индорил – заручившись поддержкой лидера двемеров Думака, Неревар решительно выступил против нордов, и спустя некоторое время объединённая армия кимеров и двемеров сумела изгнать захватчиков из Ресдайна. После этого Неревар и Думак заключили союз между своими народами и учредили Первый совет, который должен был заниматься управлением объединённым государством двемеров и кимеров. И хотелось бы сказать, что наступило время процветания, но это не так – спустя всего несколько десятилетий оба народа вспомнили о том, что ещё до вторжения нордов они люто, бешено ненавидели друг друга на религиозной почве. Проигнорировать это обстоятельство было ну никак нельзя, поэтому началась новая война, однако на сей раз на стороне двемеров выступили также некоторые знатные дома кимеров, в том числе дом Дагот. Впрочем, наличие союзников не давало двемерам большого преимущества – приверженцев даэдрических культов было значительно больше, и они занимали куда более выгодные позиции. К тому же у них при себе был Неревар – лучший полководец, которого можно было найти в то время и в том месте.
Победа в Войне Первого совета досталась кимерам именно благодаря усилиям Неревара, причём не только на стратегическом, но и на дипломатическом поприще. Неревар сумел заручиться поддержкой варварских племён эшлендеров (так называются кимеры, которые решили, что культура и цивилизация им не нужны, после чего отправились в пустоши мастерить юрты из шкур и чесать гуаров), чьи разведчики оказали огромную поддержку его армии во время продвижения к Красной горе – главной твердыне двемеров Вварденфелла. Решающее сражение произошло у Красной горы, и там же произошло то самое событие, благодаря которому мы сегодня можем вот так запросто обсуждать серокожий народ данмеров. В результате решительного штурма двемерской твердыни Неревару удалось повернуть ход сражения в свою пользу, однако вскоре после этого он скоропостижно скончался. Есть все основания полагать, что его убийство было подстроено Трибуналом – тремя союзниками Неревара, которые всё это время строили свои коварные планы. Также есть версия, согласно которой Трибунал оказался совершенно не при делах, а сам Неревар скончался от ран, полученных в битве с двемерами, но так как двемеры после битвы у Красной горы таинственно исчезли, получить от них подтверждение не получится.
Как бы то ни было, Трибунал после смерти Неревара превратился в официальное правительство, потому что кроме них это место занять было некому. А чтобы ни у кого не возникало вопросов и в дальнейшем, Альмалексия, Вивек и Сота Сил воспользовались магией Сердца Лорхана, которое двемеры хранили в недрах Красной горы. Собственно, это самое Сердце и послужило объектом споров, приведших в итоге к войне – двемеры с его помощью хотели соорудить гигантского эльфообразного автоматона, а кимеры посчитали это ересью. Так вот, благодаря магии Сердца Трибунал превратился в троицу полубогов, которые первым делом попытались занять место даэдрического культа Мефалы, Боэтии и Азуры, что сами даэдра (особенно Азура – выходка Трибунала привела её в бешенство) восприняли не очень благожелательно. Азура пожелала лично явиться перед Трибуналом и высказать им всё, что она думает и о них, и об их амбициях. Увы, но слова Азуры не произвели на свежеиспечённых полубогов никакого впечатления – видимо, они тогда ещё не собрались с мыслями и считали себя всесильными. Они заявили прямо в лицо Азуре, что она не понимает кимеров, да и вообще устарела – это стало последней каплей. Азура немедленно прокляла Трибунал и всех кимеров, оказавшихся в этот момент в Ресдайне, отчего их кожа посерела, а глаза покраснели, будто они пару месяцев безвылазно сидели в таверне и глушили суджамму. Вот так на свет и появились данмеры в том виде, в котором мы все их знаем и, быть может, любим.
Кочевые племена эшлендеров
Рассказывая о данмерах, нельзя пройти мимо такой занимательной темы, как кочевники-эшлендеры. Ну, то есть пройти-то, конечно, можно, но делать я этого не стану. Как уже упоминалось выше, эшлендеры – это племена кимеров, а позже данмеров, которые решили жить в гармонии с природой (когда она не пытается их убить), носить доспехи из кожи нетчей, а также с улюлюканьем кидаться на путников, если они случайно забредут не в ту степь. После того, как Трибунал пришёл к власти и начал постепенно вытеснять традиционный даэдрический культ кимеров, эшлендеры ушли вглубь степей и пепельных пустошей, где продолжили поклоняться своим даэдрическим покровителям. Они верили, что однажды Неревар Индорил воплотится в чужаке-Нереварине, который покарает нечестивый Трибунал и восстановит справедливость во всём Морровинде (название «Ресдайн» понемногу вышло из употребления по какой-то причине, поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас его мало кто помнит). Открыто Трибунал не выступал против эшлендеров, однако уничтожение даэдрических святилищ по всему Морровинду крайне негативно сказалось на благополучии кочевников. Они всё сильнее отдалялись от цивилизации и всё больше становилось племён, которые были вынуждены грабить караваны, чтобы выжить. С грабителями, понятное дело, церемониться никто не хотел – ни обычная городская стража, ни имперские легионеры, которые появились в Морровинде после его присоединения к империи Тайбера Септима. Так вот культура эшлендеров и угасала, постепенно вытесняемая цивилизацией, но потом начало сбываться пророчество Нереварина, которое изрекла Азура вскоре после того, как обрушила на кимеров своё проклятие.
Падение Трибунала и Красный год
Одним из наиболее знаковых эпизодов в истории данмеров является, конечно же, пробуждение в недрах Красной горы лорда Ворина Дагота и последовавший за этим мор (не утопия). Лорд Дагот, подпитываемый магией Сердца Лорхана, сумел отогнать Трибунал от Красной горы, но вот на то, чтобы разорвать их связь с Сердцем, его сил уже не хватило. Встревоженные действиями Дагота, члены Трибунала решили просто обнести Красную гору волшебной стеной, которая должна была не только сдержать самого Дагота, но и мор, распространяемый им по всему Морровинду. Стена, как вы понимаете, сработала совсем не так, как предполагалось, и спустя несколько десятков лет жители Морровинда в целом и Вварденфелла в частности начали один за другим становиться жертвами корпруса – практически неизлечимой болезни, которая превращала эльфа или человека во что-то непотребное. Способов справиться с корпрусом у Трибунала не нашлось, зато в гавани Сейда Нина нашёлся корабль с заключёнными, одному из которых предстояло стать вторым по величине героем данмеров после Неревара Индорила. Нереварин (или, если говорить более развёрнуто, тот-кому-хватило-ума-выполнить-пророчество-Азуры) сумел положить конец замыслам Ворина Дагота, разрушив Сердце Лорхана, но вместе с этим он лишил Трибунал божественных сил.
Подвиг (иначе это и не назовёшь) Нереварина прекратил мор и положил начало ещё одному ключевому событию в истории данмеров, которое ныне известно под названием Красный год. Началась вся эта история, однако, не с Нереварина, а с даэдрического принца Шеогората. Как-то раз Шеогорат решил, что будет неплохо зашвырнуть луну Баар Дау прямиком в город Вивек (он мог бы просто-напросто превратить всех данмеров в сыр, но шутку с луной, видимо, посчитал более уместной). Лорд Вивек, использовав свои силы, полученные от Сердца Лорхана, остановил падение луны, и та зависла над городом, постепенно превратившись из жуткой каменной штуковины в объект поклонения и символ величия Вивека. Когда же Нереварин разорвал связь Трибунала с Сердцем, Баар Дау немедленно возобновила своё падение, причём именно с той скоростью, которую придал ей Шеогорат. На некоторое время данмеры сумели задержать луну с помощью магического устройства, названного Инжениумом, но надолго его не хватило. Падение Баар Дау на Вивек не просто разрушило город, но и вызвало извержение Красной горы, в результате которого весь Вварденфелл превратился в безжизненную пепельную пустыню. Материковая часть Морровинда также не избежала потрясений – падение Баар Дау вызвало несколько наводнений и землетрясений, которые нанесли непоправимый ущерб инфраструктуре и сельскому хозяйству данмеров. Наблюдая все эти катаклизмы, аргониане Чернотопья, которых данмеры так любили брать в рабство, решили, что «скоро век притеснений совсем истечёт» и собрали армию для вторжения в Морровинд. Сейчас от былого Морровинда осталось немногое – остров Вварденфелл пригоден для жизни лишь в том случае, если кто-то найдёт способ питаться пеплом, а южная часть Морровинда оккупирована аргонианами. Многие данмеры после событий Красного года покинули свою родину и разбрелись кто куда – большая их часть осела в Скайриме, где норды приняли их с распростёртыми объятиями (нет).
Великие и не очень дома Морровинда
Итак, мы только что вкратце (причём очень вкратце, уж поверьте мне) прошлись по истории становления данмеров и наиболее значимым событиям в их последующей жизни. Но мы ещё не уделили внимания их общественному устройству и религии – начнём, пожалуй, с первого. Общество данмеров всегда было клановым (даже когда сами данмеры были кимерами), то есть каждый тёмный эльф уже при рождении становился членом какого-либо клана. Принадлежность к тому или иному клану целиком и полностью зависела от родителей каждого конкретного эльфийского ребёнка. Своё развитие клановая система получила уже после того, как последователи пророка Велота осели в Морровинде. Никаких кардинальных изменений, тем не менее, не произошло – эльфы по-прежнему становились членами какого-либо сообщества при рождении, однако сами сообщества назывались уже не кланами, а домами. Положение эльфов внутри домов также всегда должно было определяться при рождении, но благодаря широко распространённой в Морровинде практике заказных убийств и предательств рамки традиций никогда не сковывали молодых и амбициозных эльфов слишком сильно. С течением времени дома Морровинда начали разделяться на Великие и Малые – Малые дома зачастую входили в состав Великих домов, получая их покровительство, однако жертвуя ради этого независимостью. Большая часть Малых домов сейчас забыта – они либо были полностью поглощены Великими домами, либо уничтожены ими же.
Один из Великих домов уже мелькал в этом рассказе – дом Индорил, из которого происходит сам Неревар. Традиционно дом Индорил играл в культуре кимеров и данмеров роль ревностного защитника сначала культа даэдра, а потом и Трибунала (а потом снова культа даэдра), вследствие чего имел огромное влияние в среде религиозно настроенных тёмных эльфов. А таких эльфов, как вы понимаете, в любое время было хоть отбавляй. На примере дома Индорил можно смело говорить о том, что каждый из Великих домов Морровинда имеет свою собственную специфику, которая выделяет его на фоне других домов. И порой эта специфика определяет не только внешний вид герба и репутацию дома в обществе данмеров – обычно каждый Великий дом обладает ещё и своей уникальной культурой. Например, вряд ли можно встретить здания, выращенные из особого сорта грибов где-либо, кроме как на территории дома Телванни. А если вам навстречу попадётся воин в полном костяном доспехе, то это наверняка представитель дома Редоран. Каждый из Великих домов вполне заслуживает отдельного рассказа, и так как сейчас речь идёт о данмерах вообще, отложим подробный разбор этой темы на другой раз.
Религия и обычаи данмеров
Ключевое место в культуре данмеров занимает религия – всё-таки именно религия привела к появлению сначала кимеров, а потом и современных данмеров. И не стоит забывать, что религия эта основывается на древних даэдрических ритуалах, проводимых культистами островов Саммерсет. Почти во всём Тамриэле практика подобных ритуалов понемногу сошла на нет, уступив место более цивилизованным религиозным течениям, однако для данмеров почитание принцев даэдра стало основой всей культуры. Если не считать периода Трибунала, который попытался заменить собой почитание трёх «добрых» даэдра, тёмные эльфы крайне консервативно подошли к вопросу поклонения, центральными объектами которого всегда являлись и являются Боэтия, Мефала и Азура. И если Азуру ещё можно назвать «добрым» принцем даэдра, то вот о Боэтии и Мефале такое вряд ли кто-то скажет. Ну, разве что сами данмеры и прочие даэдропоклонники, но они в этом вопросе необъективны. И Боэтия, и Мефала считаются даэдра, которые так или иначе покровительствуют заговорам, обманам, предательствам и убийствам – это объясняет, почему тёмные эльфы так спокойно относятся ко всем этим видам деятельности, а порой даже поощряют их.
Итак, культура данмеров, обильно пропитанная даэдрическим мистицизмом – штука крайне своеобразная. Настолько, что нечто похожее можно найти только у слоадов, а слоады, попрошу заметить – это народ разумных слизней-некромантов. Обычаи данмеров не похожи ни на обычаи современных альтмеров – их дальних родственников, ни даже на обычаи двемеров, с которыми соседствовали кимеры, что характеризует культуру обитателей Морровинда как весьма замкнутую. Некоторые данмерские обычаи могут даже вызвать недоумение у какого-нибудь обывателя из Имперского города – наиболее несведущие из этих обывателей даже считают всех тёмных эльфов некромантами и грязными даэдропоклонниками, что верно лишь отчасти. Они, конечно, даэдропоклонники, но вовсе не грязные, а традиционные ритуалы погребения, из-за которых любая данмерская гробница похожа на логово некромантов, всего лишь являются следствием почитания духов предков. Не станете же вы осуждать этих духов за то, что иногда они бродят по усыпальницам, для них же и построенным – так они хотя бы могут самостоятельно избавляться от мародёров.
Парочка слов напоследок
Тот, кто хорошо знаком с историей данмеров, наверняка заметил, что я коснулся присоединения Морровинда к империи Септимов совсем мельком, а о кризисе Обливиона, который изрядно потрепал не только тёмных эльфов, но и весь Тамриэль, не упомянул вовсе. Сделано это было для того, чтобы иметь возможность полноценно заняться этими темами в будущем и не слишком перегружать статью, посвящённую исключительно данмерам.
Edited by Игорь
- 3
- 2
- 2
Recommended Comments
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now