Итак, пришло время для очередной статьи по вселенной The Elder Scrolls. И почему бы в этот раз не поговорить о таком замечательном народе Тамриэля, как орсимеры? Это те самые зелёные и клыкастые «вроде бы» эльфы, которых почему-то никто не любит, но которых все признают сильнейшими воинами и непревзойдёнными кузнецами. И эти же самые орсимеры до сих пор вызывают множество вопросов как в самом Нирне, так и за его пределами. Кто же они такие на самом деле? Откуда эти орки вообще взялись? Отнести их к мерам или особо интеллектуальным зверолюдям? И при чём тут вообще двемеры? Что же, давайте попытаемся найти ответы на все эти вопросы.
Истоки неприязни к орсимерам
Вряд ли для кого-то является секретом тот факт, что археология в Тамриэле развита очень слабо. Многие учёные с радостью бы взялись за раскопки, ведь столько секретов ещё остаются неразгаданными! Увы, но их благим начинаниям препятствует множество факторов. Факторы эти, как правило, совершенно не уважают труд учёных, предпочитая этих самых учёных поедать или грабить, и потому ранние годы многих народов Тамриэля до сих пор окутаны тайной. Зачастую это порождает не только недосказанность, но и множество споров между сторонниками противоречащих теорий, которые готовы отстаивать свою точку зрения до последней капли чернил. Но какой же народ является лидирующим по числу теорий его происхождения? Думаете, орсимеры, раз уж статья посвящена им? Вовсе нет – лидируют пока что каджиты, однако орсимеры подобрались к их рекорду очень близко. Если же говорить о температуре в помещении, где ведётся очередной спор об истинном происхождении орков Тамриэля, то здесь они с лёгкостью обходят даже вездесущих каджитов. Причина этого весьма банальна – просто орки воспринимаются многими обитателями Тамриэля как бескультурные, вонючие и просто неприятные личности, которые если от кого и происходят, то лишь от древних гоблинов. Сторонников этой теории Тамриэле довольно-таки много, и когда объявляется очередной учёный, указывающий на явное родство современных орсимеров с эльфийскими народами, его консервативные коллеги тут же бросаются на него со своими контраргументами наперевес. Но откуда же взялось такое предвзятое отношение к целому народу?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно заглянуть в историю Тамриэля – там вообще много чего интересного есть, в том числе и о неприязни к орсимерам. Итак, больше всего исторических упоминаний об орках можно найти в источниках, обнаруженных в северо-западной части Тамриэля, где происходило множество стычек между орками и различными соседними народностями. Именно в этом регионе однажды случилась легендарная Осада Орсиниума, начавшаяся в 950-м году Первой эры, и продлившаяся долгих тридцать лет. Всё это позволяет сделать сразу несколько интересных выводов. Во-первых, редгарды и бретонцы явно недолюбливали своих зеленокожих соседей, раз уж решились объединиться и бросить все силы на осаду их цитадели. Во-вторых, конфликты между орками и соседними народами начались ещё задолго до Осады Орсиниума. Это подтверждается словами ещё самых первых переселенцев с Йокуды, которые рассказывали о сражениях с орками, время от времени спускавшимися с гор в целях ограбления какой-нибудь деревушки. И в-третьих, именно в горах северо-западного Тамриэля орки впервые совершили попытку создать собственное государство, известное под названием Орсиниум. Древний Орсиниум, очевидно, вполне способен был составить конкуренцию королевствам Хай Рока и Хаммерфелла, так что попытку создать государство можно считать вполне успешной. Итак, с редгардами и бретонцами разобрались – у них было достаточно времени и событий, чтобы невзлюбить орсимеров. Но ведь орков также недолюбливают данмеры и норды – как же это вышло?
Здесь тоже всё довольно просто – оба эти народа в прошлом сражались с орками, причём ещё до того, как был построен Орсиниум. Норды столкнулись с орками во время освоения земель Скайрима – соседство с многочисленными племенами зеленокожих варваров им совершенно не понравилось, так что они попытались как можно быстрее от них избавиться. Орки, что вполне логично, не оценили порыва нордов и совершили попытку не умереть – они собрались с силами, после чего вступили в кровопролитную войну со своими воинственными соседями. Если верить легендам, то войско орков возглавлял лично Малакат, покровитель их отверженного народа, однако победы им это не принесло. Стоит также заметить, что норды не пытались потом истребить всех орков до последнего, так что ни о какой жгучей ненависти между этими народами речи не идёт. Данмерам (а если точнее, то кимерам) пришлось иметь дело с орсимерами несколько позже, во время Войны Первого совета. Некоторые кланы орков выступали в качестве наёмников на стороне союза двемеров и дома Дагот, и этот поступок изрядно подмочил орочью репутацию в глазах будущих поколений данмеров. Итак, с нордами и данмерами тоже всё понятно – они не испытывают к оркам ненависти, но всё-таки недолюбливают их, считая их глуповатыми и кровожадными дикарями. Примерно так же к ним относятся и каджиты, босмеры или альтмеры – все они в большинстве своём считают орков диким, нелюдимым народом, представители которого ещё и пахнут так себе. И только в Сиродиле можно обнаружить более-менее приемлемое отношение к орсимерам. Всё из-за того, что некогда Тайбер Септим приложил много усилий для того, чтобы в его государстве не существовало такой штуки, как межрасовые конфликты.
Теории происхождения орсимеров
Начинать статью об одном из народов Тамриэля с чего-либо, кроме его происхождения – это необычно. Но и орсимеры, если уж на то пошло, далеко не самый обычный народ. Только подумайте – за всю свою долгую историю эти меры никого особо не порабощали и даже не вырезали население целого города из-за какой-то ерунды. Впрочем, далеко не все согласны с тем, что орки Тамриэля являются эльфийским народом – есть ведь теория, согласно которой орсимеры являются близкими родственниками гоблинов. Сторонники этой теории, как правило, выстраивают свою аргументацию на нескольких внешних признаках, наотрез отказываясь проверять их связь с реальным положением дел. Например, они указывают на зелёный цвет кожи орков как на доказательство их родства с гоблинами и ограми. При этом они совсем забывают упомянуть, что у огров кожа вообще-то довольно светлого серого цвета. И если уж она серая, то почему бы тогда не вывести теорию, по которой огры являются близкими родственниками данмеров? Ещё одним аргументом «особой вескости» принято считать утверждение о якобы примитивной, слабо развитой культуре орков. Для некоторых диких племён это утверждение, может, и верно, однако верно оно ещё и для некоторых бретонских племён, вот только никто не спешит записывать этот народ в родственники к троллям. Мы ещё обязательно поговорим о культуре орсимеров в рамках этой статьи, но и без того, я думаю, вполне очевидно, что «Гоблинская» теория происхождения орков буквально рассыпается от малейшего прикосновения. Увы, даже несмотря на шаткие аргументы, число её приверженцев в Тамриэле велико даже сейчас. Да и сами орки, отгораживаясь от мира стенами своих крепостей, совершенно делу не помогают.
Вторая теория происхождения орков, которой стоит уделить внимание – это «Смешанная» теория. Он представляет собой нечто, что получилось путём смешивания кусочков двух других теорий в попытках логично объяснить нетипичную для меров внешность и ещё менее типичные обычаи орсимеров. Сторонники этой теории утверждают, что орсимеры лишь частично происходят от древних зверолюдей, и, соответственно, лишь частично являются родственниками современных гоблинов и огров. Согласно положениям этой «Смешанной» теории, современные орсимеры действительно являются эльфами, однако свой облик, и вправду схожий с обликом некоторых зверолюдей, они получили в результате проклятия, которое Боэтия обрушила на Тринимака ещё в Меретическую эту. Из этого следует, что орсимеры происходят от наиболее преданных Тринимаку альдмеров, которые вместе с ним попытались остановить исход кимеров с островов Саммерсет. «Смешанная» теория позволяет объяснить такие вещи, как возможность людей и меров иметь общее потомство с орками, а также почему орки (или же существа, похожие на орков), упоминаются в источниках, речь в которых идёт о временах, предшествующих исходу кимеров. Зверолюди, в том числе и наиболее интеллектуальные из них, вроде аргониан и каджитов, получают от союзов с людьми и мерами только личное благополучие. Да и то лишь в том случае, если оно никак не связано с рождением ребёнка. Следовательно, орки, на которых подобные ограничения не распространяются – это на самом деле меры, унаследовавшие облик каких-то древних гоблиноидов по воле даэдрического принца. Звучит всё вроде бы складно, однако с теориями происхождения орков Тамриэля мы ещё не покончили.
Как и многие другие народы Нирна, сами орсимеры прекрасно знают, откуда они взялись. Собственно, их собственную теорию происхождения можно назвать «Мифологической», потому что базируется она исключительно на мифах об исходе кимеров и Малакате. Примечательна эта теория прежде всего тем, что орки в ней не выступают в качестве самых лучших и самых могучих существ, которые были избраны какой-то высшей силой непонятно почему. Орки, скорее, являются жертвами даэдрического принца, которые выжили и преуспели, невзирая на своё проклятие. С содержанием самого мифа (даже не орсимерского, кстати говоря), вы наверняка уже знакомы. Начинается он с того, что Малакат, ещё не являясь даэдрическим принцем, а очень даже альдмерским эта’Ада Тринимаком, приходит в ярость. Эт’Ада – это буквально аэдра, которые являются чем-то средним между даэдра и звёздами магна-ге. Когда же некоторые альдмеры открыто объявили себя даэдропоклонниками и покинули острова Саммерсет, аэдра Тринимак решил остановить их любой ценой. Для него был немыслим сам факт того, что некоторые эльфы добровольно поклоняются этим злобным даэдра, и почитатели Тринимака полностью разделяли мнение своего покровителя. Все вместе они отправились в погоню за отступниками, однако дорогу им преградила (или преградил, не суть) Боэтия. Она слопала Тринимака, (потому что даэрические принцы так могут – почему бы и нет?) после чего подвергла его душу осквернению. Наружу Тринимак вышел уже в облике Малаката – зелёного, клыкастого и покрытого какой-то вязкой гадостью, об истинной природе которой я, пожалуй, умолчу. Последователи Тринимака также подверглись воздействию осквернения, приняв облик, схожий с обликом их кумира – слишком уж они были ему преданны. Продолжать погоню в таком виде Малакат и орсимеры не захотели, так как превратились из прекрасных альдмеров в страшномордых изгоев (по версии других альдмеров, конечно). Они так и не вернулись на острова Саммерсет, вместо этого заселив северные земли, в том числе Скайрим и Ротгарианские горы, где им предстояло сражаться за своё существование с дикими зверями, людьми и необходимостью мыться хотя бы раз в неделю. Итак, миф чётко указывает на то, кто такие орки, и как они попали туда, где их обнаружили другие разумные народы в конце Меретической эры. Но есть и ещё одна теория, которую тоже следует рассмотреть.
И последняя теория происхождения орков, которой будет уделено место в этой статье – это теория о том, что орки происходят от двемеров. Теория эта довольно-таки шаткая и базируется она на нескольких фактах, которые дают трещину при малейшей попытке взглянуть на них поближе. Впрочем, давайте по порядку. Итак, первый факт, на котором строится теория орков-двемеров, расположен в старой нордской книге под названием «Пять песен о короле Вулфхарте». В этой книге есть описание заварушки у Красной горы, в которой, помимо орков, также участвовали и норды, и там король двемеров Думак буквально назван «Думалакатом, Гномом-орком». Вот только норды не называли Малаката «Малакатом», у них было для него совершенно другое имя – Оркей, Орки или просто Старый ворчун. Зачем бы им внезапно менять привычное «Оркей» на «Малакат», да ещё и соединять его с «Думаком»? Скорее всего, здесь имеет место какая-то вольность перевода с древне-нордского языка, либо же нордский бард, писавший песни о короле Вулфхарте, сам ошибся в названии. Согласитесь, вряд ли древние нордские барды были заядлыми лингвистами. Кроме того, одна из песен о короле Вулфхарте так и называется – «Старый ворчун», и в ней Малакат прямо назван Оркеем. Также действие песни «Старый ворчун» явно происходит во времена, предшествующие Битве у Красной горы, а ведь там упоминается и народ Оркея – орки. Теория двемеров-орков объясняет наличие орков в более древних временах очень просто – временным парадоксом «Прорыва дракона». Пожалуй, над этим аргументом смеются даже фуражиры квама. Что же касается самого Думака, то его могли назвать «гномом-орком» по одной простой причине – он решил сделать своими союзниками орков. Как вы уже знаете, орков не любят и в Четвёртую эту – что уж говорить о временах Войны Первого совета, когда альтмер в нордском городе или каджит в бретонском ещё не воспринимались как что-то нормальное? Над Думаком же, называя его «гномом-орком», скорее всего попросту насмехались – двемер, а связался с «этими».
Также в качестве аргумента, доказывающего превращение двемеров в орков, указывается книга «Сказ о Дро’Зире», которая буквально является переиначенной, «каджитской» версией одной из песен о короле Вулфхарте. Содержание «Сказа», что вполне ожидаемо, повторяет содержание нордской песни, однако ключевую роль в ней играет не Пепельный король, а некий каджит по имени Дро’Зира. Впервые ли каджиты тащат к себе легенды других народов, меняя в них героев на героев-каджитов? Вовсе нет – у них ведь и пантеон по большей части состоит из людских и эльфийских божеств, которые просто по какой-то причине приглянулись населению Эльсвейра. И в этом нет ничего плохого – не подумайте. Просто ссылаться на каджитские предания в вопросе об орках представляется мне не лучшей затеей. Далее нас ждёт возвращение к «Пяти песням о короле Вулфхарте», в которой упоминается война Вулфхарта с «восточными орками». Автор теории двемеров-орков указывает, что в то время (а это примерно 500-й год Первой эры) никаких орков к востоку от Скайрима не было, так что и «восточные орки» – это двемеры. Увы, этот аргумент также не совсем верен, ведь нельзя точно сказать, находилась ли в те времена территория, прилегающая к горам Велоти с запада, во владении нордов. К тому же орки, расселившиеся по всему северному Тамриэлю после того случая с Боэтией, вполне могли заселить и пустующие горы Велоти, отделяющие Скайрим от материкового Морровинда. На этом аргументы, доказывающие теорию двемеров-орков не заканчиваются, но мы уже рассмотрели самые основные из них, а превращать статью об орсимерах в статью с критикой одной из теорий их происхождения мне бы не хотелось. К тому же каждый имеет право на своё собственное мнение, и мнение о превращении двемеров в орков ничем не хуже и не лучше других.
Краткая история орсимеров
Частично об истории орков Тамриэля мы уже говорили в предыдущих разделах, так что особо долго на ней задерживаться смысла нет. Впрочем, оставлять историю орсимеров совсем уж без внимания тоже нельзя. Но когда же эта история началась? Логичнее всего будет считать точкой отсчёта орочьей истории Меретическую эру – даже если тогдашние орки не были знакомыми нам орсимерами, упоминаются они именно в качестве орков. Орки Меретической и ранней Первой эры, судя по всему, особо не отсвечивали и жили себе где попало дикими племенами. И в этом нет ничего зазорного, потому что в те времена почти все жили именно так. Не делая ничего особенного, орки благополучно просуществовали до ранних лет Первой эры, а потом начали расселяться по северному Тамриэлю, не встречая особого сопротивления. Связано ли это внезапное расселение с превращением Тринимака в Малаката, а его последователей в орсимеров – точно сказать нельзя, однако именно после этого у орков начались проблемы. Первое время эти проблемы мало на что влияли, вот только люди, в отличие от меров, жили не так уж долго, а потому стремились добиться большего за меньший отрезок времени. С началом нордской экспансии и расширением влияния королевств Хай Рока оркам пришлось забыть о бесконтрольном (по эльфийским меркам) размножении. Орки, обитавшие на территории Скайрима, после крупного поражения в битве с армией короля Вулфхарта решили перебраться в глушь, выстроить там крепости, а потом сычевать в них до конца времён. Пока что у них получается неплохо. Орки Ротгарианских гор пошли по другому пути – они тоже решили сычевать в крепости, но крепость построили всего одну, назвав её Орсиниумом. Со временем крепость разрослась, а влияние проживающих в ней орков распространилось на побережье реки Бьюлси, что в итоге привлекло совершенно ненужное внимание редгардов и бретонцев. Редгарды почему-то хотели истребить всех зверолюдей и орков, которые сбежали из Хаммерфелла в Орсиниум, а бретонцы просто не хотели отдавать свои земли – привело это, как вы знаете, к осаде Орсиниума. Завершилась эта осада разрушением орочьего королевства, которое потом долгие века лежало в руинах. В дальнейшем Орсиниум не раз пытались возродить, причём не всегда на том же месте, где он появился изначально. Первая такая попытка была совершена ещё в начале Второй эры – орки умело воспользовались хаосом акавирского вторжения и под шумок соорудили новый Орсиниум, сделав его имперской провинцией. В таком виде Орсиниум просуществовал буквально пару-тройку веков, после чего превратился в самую настоящую дыру, так как все достойные правители у орков закончились. Следующая попытка возродить Орсиниум во всём его былом величии (которого не было) произошла уже в Третью эру – орки сделали ставку на дипломатию и хорошо просчитанные политические ходы, превратив Орсиниум в настоящее королевство. При этом он почему-то сместился к югу от своего изначального местоположения, но об этом из вежливости принято не упоминать. Королевство Орсиниум, возрождённое в Третьей эре, просуществовало аж до Четвёртой эры, которая ознаменовалась ослаблением власти Сиродильской Империи по всему Тамриэлю. Воспользовавшись удобным случаем, редгарды и бретонцы снова разорили орочье королевство, сделав вид, будто ничего особенного не произошло. Сейчас же статус Орсиниума и орков остаётся неизвестными – сами орки рассеялись по всему Тамриэлю (им не привыкать, знаете ли), однако есть мнение, что однажды они вновь возродят своё королевство. И даже, вероятно, в том же самом месте, где оно впервые появилось.
Орсимеры и Кодекс Малаката
Почти все современные орсимеры обитают либо в крепостях на территории Скайрима, либо как попало по всему Тамриэлю, либо в диком виде среди лесов Валенвуда. О том, какие обычаи приняты в обществе орков Валенвуда, практически ничего неизвестно, а рассеянные по самым разным странам орсимеры, как правило, мало чем отличаются от других городских или сельских жителей соответствующей местности. Стало быть, остаётся лишь обсудить культуру и обычаи орков Скайрима – именно они сохранили свои традиции, включая почитание Малаката, почти что в первозданном виде. Остаются ещё, конечно, орки из Орсиниума времён Третьей эры, которые совершили попытку начать почитание Тринимака, а не Малаката, вот только где теперь эти орки? А орки Скайрима, тем временем, вполне себе благополучно (относительно, конечно) кукуют у себя в крепостях, и жизнь их подчинена строгому своду правил. Этот свод правил, которые обязан соблюдать любой орк, живущий в крепости, именуется «Кодексом Малаката». Сами орки или, по крайней мере, некоторые из них, полагают, что кодекс им устно передал лично Малакат, после чего забился в свой план Обливиона, чтобы заниматься там вещами, которыми занимаются принцы даэдра, пока их никто не видит. Кодекс Малаката накладывает на каждого орка из крепости очень строгие ограничения, и устраивает это не всех – вот почему так много орсимерской молодёжи покидает свои крепости в поисках приключений или хотя бы приличной работы. Покинувшие крепость орки считаются изгоями среди своих более консервативных собратьев, но обычно это их ни капельки не огорчает, ведь жизнь в орочьей крепости – далеко не лунный сахар.
Жизнь в орсимерской крепости
Скайрим и без того довольно суровое место, а уж если кому-то довелось родиться орком… С самого своего рождения любой орк, которого угораздило родиться в крепости, лишён всякого выбора – Кодекс Малаката решает за него, как он будет жить и кем он в этой жизни станет. Ну, разве что вождём стать сразу при рождении невозможно – вождём становится только тот орк, который сможет убить своего отца в поединке за титул. Вождём орков может быть только мужчина, и как только он получает этот титул, он вправе взять себе двух жён из любой другой орочьей крепости. При этом одна из жён должна быть искусным кузнецом – именно она будет отвечать за ковку оружия и доспехов для всей крепости, и она же должна будет передать своё мастерство дочери или преемнице. Собственно, женщины в крепости орков могут быть лишь жёнами, временно незамужними сёстрами, матерями, либо дочерями вождя. Мать вождя, не занимавшаяся кузнечным ремеслом, обычно становится шаманкой племени и передаёт свою мудрость другим орчихам, даже если те не хотят. Дочерей же своих вождь вправе использовать в качестве объекта сделки с другими крепостями – как правило, ни один вождь не засиживается на своём месте слишком долго, так что подходящие жёны у орсимеров всегда в цене. Конечно, молодые орчихи зачастую удирают из родного дома, чтобы обладать такой замечательной штуковиной, как самостоятельное решение собственной судьбы.
Мужчин-орков Кодекс Малаката тоже особо не щадит – каждый из них должен либо стать вождём, либо служить вождю в качестве охотника, бойца или даже рудокопа. Все мужчины в орочьей крепости – это либо сыновья, либо братья вождя, и каждый из них вправе в любое время вызвать главу племени на поединок. Никто из них не вправе становиться мастером-кузнецом (хотя некоторые орчихи всё же учат своих сыновей основам этого ремесла), шаманом или, что уже вполне логично, женой вождя. Многие молодые орки, которые понимают, что не смогут одолеть своего отца или брата, занимающего место вождя племени, покидают крепости и никогда не возвращаются туда. Вы уже наверняка поняли, что в таких жёстких условиях, когда все орки в крепости являются, так или иначе, родственниками вождя, совместное проживание двух и более племён в одной крепости невозможно. Собственно, так орки и существуют по сей день – каждому племени своя крепость. В крепостях орсимеры живут, в них же они занимают ремёслами, обучаются боевым искусствам, а также день за днём едят унылую и однообразную пищу, по большей части состоящую из плохо обработанной крольчатины или оленины. Впрочем, не стоит думать, что орки из крепостей – это унылые бессловесные твари, никогда не вылезающие из своей совместной сычевальни. Путешествовать по миру, чтобы набраться боевого опыта, охотиться или торговать с соседними поселениями – это достойное занятие для любого орка. Да и в сами крепости могут попасть гости извне. Если, конечно, их туда пустит вождь, назвав другом орков.
И вот на этой оптимистичной ноте рассказ об орсимерах Тамриэля подходит к концу. Скажите – теперь, когда вы знаете достаточно, хотели бы вы стать орком в одной из орочьих крепостей Скайрима? Или же вам больше по душе судьба странствующего орка, покинувшего родной дом из-за суровых ограничений Кодекса Малаката? Или же вам вообще не нравится идея быть орком?
Edited by Игорь
- 4
Recommended Comments
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now